О травматизме в учреждениях общего среднего образования во время образовательного процесса
По мнению большинства авторов работ, посвященных изучению особенностей школьного травматизма, наиболее частая причина травм, получаемых детьми в школе, – это недисциплинированность учащихся, их игровая агрессивность (удары твердыми предметами, кулаками, толчки, столкновения во время бега, подножки и пр.).
Риск возникновения травм у детей обусловлен:
-
их недисциплинированностью;
-
неумением распознавать травмоопасную ситуацию;
-
необученностью необходимым навыкам поведения;
-
недооценкой степени опасности внезапно возникшей ситуации;
-
физической слабостью;
-
определенными особенностями развития.
Профилактика школьного травматизма
Нелишним будет напомнить родителям: в профилактике детского школьного травматизма именно на них лежит основная ответственность. Безусловно, предсказать, предвидеть то, где ребенок может травмироваться, невозможно. Но научить ребенка правилам поведения в общественных местах под силу любому родителю. Важно объяснить, например, что драка — это неприемлемый способ выяснения отношений, ведь всегда можно договориться или постараться избежать конфликта. Родители должны сделать все от них зависящее, чтобы их ребенок ни по не знанию, ни, тем более, умышленно не наносил вред своими действиями другим детям.
При необходимости родители могут поговорить на тему безопасности пребывания детей в школе с классным руководителем своего ребенка, поинтересоваться, какие меры профилактики школьного травматизма предусмотрены руководством, есть ли в школе медпункт. Как правило, поддерживание тесного контакта с учителями всегда дает хорошие результаты.
Важным элементом профилактики детского травматизма является повышение уровня их физического развития. Сегодня есть масса возможностей записать ребенка в спортивную секцию. Абсолютным приоритетом в работе любого тренера, особенно занимающегося с детьми, является обучение технике безопасности и спортивному поведению. В жизни ребенка должна присутствовать адекватная его возрасту физическая нагрузка, возможность выплескивать постоянно накапливающуюся у него энергию. Направить ее в мирное русло могут и сами родители, привив своему ребенку любовь к спорту. Не обязательно заставлять ребенка — давлением можно только отпугнуть. Весьма эффективен личный пример. Это могут быть совместные походы в тренажерный зал, семейные прогулки на велосипеде, зимой — на лыжах, катание на коньках. Также несложно оборудовать дома детскую спортивную стенку с набором снарядов (кольца, брусья, канат, шведская стенка). Основа отношений человека к физической активности, к спорту формируется в детстве — привычки и предпочтения, сложившиеся в семье, ребенок в дальнейшем в значительной степени переносит в свою взрослую жизнь. Ребенок, занимающийся каким-либо видом спорта, не только физически крепче, но и, как правило, эмоционально более стабилен, обладает хорошей координацией, владеет способами подстраховки, умеет группироваться при падении, лучше осознает степень опасности некоторых действий.
В соответствии с планом работы Министерства образования Республики Беларусь проведен анализ сведений о травмах, полученных учащимися в ходе организации образовательного процесса в 2020-2021 учебном году.
В 2020/2021 учебном году в учреждениях общего среднего образования допущен рост на 99 (15%) случаев травм, полученных учащимися в ходе образовательного процесса, по сравнению с 2019/2020 учебным годом.
Справочно:
В 2019/2020 учебном году учащимися УОСО в ходе образовательного процесса получено 650 травм, в 2020/2021 учебном году – 749.
По результатам проведенного анализа сведений о травмах, полученных учащимися учреждений общего среднего образования в ходе образовательного процесса в 2020/2021 учебном году, установлено, что из 749 зафиксированных случаев травмирования 225 (30%) произошли с учащимися во время учебных занятий по учебному предмету «Физическая культура и здоровье» (в 2019/2020 учебном году – 183 (28,2%) случаев травмирования); 217 (29,0%) – во время перерывов между учебными (факультативными) занятиями (в 2019/2020 учебном году – 193 (29,7%) случаев); 138 (18,4%) случаев – во время спортивных соревнований, тренировок (в 2019/2020 учебном году – 105 (16,2%) случаев).
На все остальные случаи травмирования приходится 22,5% (в 2019/2020 учебном году – 25,9%), в том числе 52 (6,9%) случаев – до начала (после окончания) учебных (факультативных) занятий (в 2019/2020 учебном году – 49 (7,5%) случая); 32 случая (4,4%) – во время учебных (факультативных) занятий, кроме занятий по физической культуре; 32 (4,4%) случая– во время пребывания в группе продленного дня (в 2019/2020 учебном году – 32 (4,9%) случаев); 17 (2,3%) случаев в оздоровительных лагерях (в 2019/2020 учебном году – 13 (2,0%) случаев). На долю травм, полученных при выполнении иных видов деятельности, приходится 40 (5,3%) случаев (в 2019/2020 учебном году – 47 (7,2%) случаев).
Информация о травмах, полученных учащимися при организации образовательного процесса (на 05.09.2021)
Рост (сокращение) случаев травмирования в 2020/2021 учебном году в разрезе регионов по сравнению с 2019/2020 годом представлен в таблице.
Таблица
Количество случаев травмирования учащихся во время образовательного процесса в разрезе областей и г.Минска в 2020/2021 учебном году в сравнении в 2019/2020 учебным годом
2019/2020 учебный год |
2020/2021 учебный год |
Рост (+), сокращение (–) случаев травмирования |
|
Брестская область |
139 |
114 |
–25 |
Витебская область |
114 |
109 |
–5 |
Гомельская область |
67 |
94 |
+27 |
Гродненская область |
133 |
179 |
+46 |
Минская область |
88 |
94 |
+6 |
Могилевская область |
12 |
18 |
+6 |
г.Минск |
97 |
141 |
+44 |
Итого |
650 |
749 |
+99 |
В структуре причин, по которым произошли травмы, 471 случай (62,8%) приходится на травмы, полученные в результате нарушения правил безопасного поведения учащимися, 178 случаев (23,8%) – на травмы, причиненные иным лицом по неосторожности; 83 случая (11,1%) произошли в результате необеспечения безопасных условий образовательного процесса (по сравнению с прошлым годом этот показатель увеличился на 50 случаев, в процентном отношении – в 2,5 раза!); 21 случай (2,8%) – травмы, причиненные иным лицом в результате противоправных действий.
По видам травм, полученных учащимися в период организации образовательного процесса, преобладают травмы конечностей – 489 случаев (65,3%), из которых 396 случаев (81,0%) приходятся на вывихи, переломы, растяжения связок и 55 случаев (11,2%) – на порезы, открытые, скальпированные раны.
На второй позиции по видам травм – травмы головы и шеи – 163 случая (21,7%). Кроме этого, во время образовательного процесса учащимися получено 26 травм спины, 16 травм внутренних органов, также отмечен 1 случай термического ожога. На иные травмы приходится 59 случая (7,9%).
Информация о количестве случаев травмирования учащихся учреждений общего среднего образования во время образовательного процесса в разрезе областей (г.Минска)