Новости проекта
Перенос и удаление уроков
Внесение изменений в личные данные
Schools.by приносит свои извинения за возникшие технические неполадки.
Голосование
Ваше отношение к введение сервиса "Электронный дневник учащегося"?
Всего 430 человек
Голосование
Считаете ли вы целесообразным введение платного сервиса "Электронный дневник учащегося"?
Всего 687 человек

К 75-й годовщине освобождения Беларуси

Дата: 19 марта в 10:14, Обновлено 10 мая в 18:37

ГРОДНЕНСКАЯ ПРАВДА: К 75-ЛЕТИЮ ОСВОБОЖДЕНИЯ БЕЛАРУСИ

ПЕРСПЕКТИВА: ЛЕНТА НОВОСТЕЙ - 75 ЛЕТ ОБЛАСТИ

ПОЗДРАВЛЯЕМ ВЕТЕРАНОВ С ДНЕМ ПОБЕДЫ

УЧАСТИЕ ШКОЛЫ В ПРОЕКТЕ "75 ДОБРЫХ ДЕЛ К 75-ЛЕТИЮ ОСВОБОЖДЕНИЯ БЕЛАРУСИ"

Рекомендации по подготовке и проведению празднования 75-й годовщины освобождения Республики Беларусь от немецко-фашистских захватчиков и Победы советского народа в Великой Отечественной войне в учреждениях образования

В 2019-2020 годах отмечается 75-я годовщина освобождения Республики Беларусь от немецко-фашистских захватчиков и Победы советского народа в Великой Отечественной войне.

Указом Президента Республики Беларусь от 16 октября 2018 года № 408 «О Республиканском организационном комитете» создан Республиканский организационный комитет и утвержден План подготовки и проведения мероприятий по празднованию 75-й годовщины освобождения Республики Беларусь от немецко-фашистских захватчиков и Победы советского народа в Великой Отечественной войне.

Министерством образования Республики Беларусь разработан и направлен в учреждения образования План подготовки и проведения мероприятий по празднованию 75-й годовщины освобождения Республики Беларусь от немецко-фашистских захватчиков и Победы советского народа в Великой Отечественной войне, в соответствии с которым необходимо разработать региональные Планы, в реализацию которых должно включиться каждое учреждение образования. В плане учреждений образования по подготовке и проведению мероприятий, посвященных празднованию 75-й годовщины освобождения Республики Беларусь от немецко-фашистских захватчиков и Победы советского народа в Великой Отечественной войне, необходимо предусмотреть:

проведение акций и мероприятий гражданской и военно-патриотической направленности;

шефство над участниками Великой Отечественной войны, тружениками тыла и семьями погибших военнослужащих;

активизацию поисково-исследовательской и туристско-краеведческой работы;

использование потенциала музеев учреждений образования;

взаимодействие с воинскими частями и подразделениями;

проведение военно-спортивных мероприятий;

участие в республиканских и проведение региональных мероприятий во взаимодействии с территориальными комитетами ОО «БРСМ»;

создание на сайтах учреждений образования специального раздела (рубрики) «Великой Победе – 75», освещение на сайтах и информационных стендах учреждений образования мероприятий, посвященных празднованию юбилейных дат.

Организация воспитательной работы в учреждениях образования страны, посвященной 75-й годовщине освобождения Республики Беларусь от немецко-фашистских захватчиков и Победы советского народа в Великой Отечественной войне

При подготовке к празднованию 75-й годовщины освобождения Республики Беларусь от немецко-фашистских захватчиков и Победы советского народа в Великой Отечественной войне особое внимание следует уделить использованию воспитательного потенциала учебных предметов и дисциплин. Героические примеры отечественной истории должны стать прочной основой патриотического воспитания детей и учащейся молодежи, особенно при преподавании гуманитарных предметов, дающих обширную теоретическую базу для осмысления и эмоционального восприятия прошлого и настоящего Беларуси. Значительное внимание при изучении учебных предметов необходимо уделить темам, отражающим вклад белорусского народа и других народов Советского Союза в Победу над фашизмом, историческое значение партизанского движения, миролюбивую политику Республики Беларусь на современном этапе.

Актуальным будет проведение интегрированных уроков, которые дают возможность обсуждения с обучающимися событий Великой Отечественной войны, способствуют объективной оценке итогов Второй мировой войны. Особую роль в формировании гражданских и патриотических качеств обучающихся и укреплении исторической памяти играют факультативные занятия «Мое Отечество», «Защитник Отечества», «Школа защитника Отечества», «Юный пограничник», «Военный перевод», занятия в объединениях по интересам. В рамках занятий рекомендуется уделить внимание углубленному изучению разных периодов военной истории страны, занятиям, направленным на приобретение практических знаний и умений, физической и психологической устойчивости для будущей службы в Вооруженных Силах Республики Беларусь.

Ценностным ориентиром при подготовке мероприятий в учреждениях образования является формирование основ гражданской идентичности, патриотизма на базе чувства сопричастности и гордости за свой народ, осознания каждым обучающимся ответственности за судьбу своей малой родины и страны. При организации воспитательной работы необходимо учитывать возрастные особенности обучающихся.

На I ступени общего среднего образования рекомендуется использовать игровые и познавательные формы деятельности, проводить конкурсы чтецов, рисунков, встречи-чествования ветеранов войны «Земной поклон Вам, герои Победы», «Поклонимся великим тем годам», тематические беседы «С чего начинается память о войне», «Маленькие герои большой войны», «Герои живут рядом», заочные путешествия «Беларусь партизанская», «Дорогами войны» и т.д.

В воспитательной работе с учащимися на II и III ступенях общего среднего образования особое место необходимо уделить информационно-пропагандистской работе: проведению мероприятий по тематике Великой Отечественной войны в форме информационного часа, устного журнала, тематической лекции и др.; просмотру и обсуждению хроникально-документальных и художественных фильмов, посвященных военным и послевоенным событиям; проведению фестивалей патриотической песни, презентаций визиток-портретов «Боевой путь моего дедушки, прадедушки», литературно-музыкальных гостиных; организации конкурсов эссе, сочинений, рисунков, тематических выставок, посвященных событиям истории и выдающимся личностям нашего Отечества. При проведении мероприятий рекомендуется использовать информацию о подвигах земляков, тружеников тыла, неизвестных героев, о которых можно узнать только из архивных и семейных документов.

При планировании воспитательной работы рекомендуется учитывать календарь государственных праздников, праздничных дней, памятных и праздничных дат.

Справочно:

День памяти жертв геноцида во Второй мировой войне – 27 января, День памяти юного героя-антифашиста – 8 февраля, День памяти воинов-интернационалистов – 15 февраля, День защитников Отечества – 23 февраля, День освобождения узников фашистских концлагерей – 11 апреля, День памяти жертв Холокоста – 30 апреля, День Победы советского народа в Великой Отечественной войне – 9 мая, День памяти и скорби (начало Великой Отечественной войны) – 22 июня, День Независимости Республики Беларусь – 3 июля, Международный день памяти жертв фашизма – второе воскресенье сентября и др.

26 июня 2019 года исполняется 45 лет со дня присвоения г. Минску почетного звания «Город-герой». Учреждениям образования рекомендуется в течение учебного года организовать работу, направленную на изучение обучающимися прошлого и настоящего Минска, формирование у них чувства уважения и гордости за столицу нашей Родины. Этому будет способствовать организация экскурсий по г. Минску «Минск – город-герой», «Знать, чтобы помнить», «Памятные места нашего города», «Их именами названы улицы» (с посещением мемориальных комплексов «Тростенец», «Яма», «Масюковщина»); организация экскурсий в мемориальный комплекс «Хатынь», мемориальный комплекс «Курган Славы»; организация фото- и видеоконкурсов, репортажей «Мой город» и др.

2020 год объявлен Годом 75-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов в Содружестве Независимых Государств. Учреждениям образования рекомендуется в сентябре 2019 г. и мае 2020 г. провести единые уроки Памяти, посвященные 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов с привлечением представителей ветеранских организаций.

Шефство над участниками Великой Отечественной войны, тружениками тыла и семьями погибших военнослужащих

Забота о ветеранах и участниках Великой Отечественной войны всегда была первоочередной задачей как государства, так и каждого гражданина нашей страны. Необходимо во всех учреждениях образования организовать шефство поисковых отрядов, клубов, пионерских дружин и территориальных организаций ОО «БРСМ» над участниками Великой Отечественной войны, тружениками тыла и семьями погибших военнослужащих, ветеранами труда, пожилыми людьми.

Должное внимание необходимо уделять развитию тимуровского и волонтерского движения обучающихся, проведению благотворительных и трудовых акций, направленных на оказание посильной адресной помощи ветеранам и участникам Великой Отечественной войны: уборка сельских подворий, домов, обработка приусадебных участков; уход за одиноко проживающими ветеранами; организация торжественных мероприятий (акции «Дом без одиночества», «Доброе сердце – ветеранам», «Спешите делать добро», «Ветеран живет рядом») и др.

Ценнейшим историко-краеведческим материалом являются воспоминания участников Великой Отечественной войны, их родных и близких, полученные в ходе интервью, бесед, рассказов. Поэтому актуальным остается пополнение фонотек «Живые голоса истории войны», состоящих из воспоминаний участников и очевидцев военных событий, их родственников, которые записываются на аудио- и видеоносители. В социальных сетях могут создаваться специальные странички, интернет-проекты, посвященные периоду войны, где возможно размещение исторических фактов, архивных хроник, воспоминаний участников и очевидцев событий Великой Отечественной войны, фотографий и писем героев войны и тружеников тыла.

Одним из направлений воспитательной работы учреждений образования и объединений учащихся является проведение акций по благоустройству и наведению порядка в местах расположения мемориальных комплексов, обелисков, памятников, братских могил, погибших в годы Великой Отечественной войны на территории соответствующих регионов.

Необходимо продолжить сотрудничество с местными военными комиссариатами по поиску неучтенных воинских захоронений и уточнению информации о погибших, числящихся в воинских захоронениях как неизвестные.

В рамках реализации этой работы в 2019 году поисковым группам учреждений образования рекомендуется изучить и описать памятники военной истории на территории региона и создать интерактивные карты, содержащие описание и фотографии изученных объектов. Собранный материал будет способствовать сохранению памяти о погибших в годы Великой Отечественной войны и может стать основой для участия в республиканском конкурсе «Не меркнет летопись Побед» (номинация «Звездочка на карте района»).

Увековечение памяти погибших защитников Отечества и жертв войны. Организация поисково-исследовательской и туристско-краеведческой деятельности. Музейная педагогика

Важным направлением в подготовке к празднованию 75-й годовщины освобождения Республики Беларусь от немецко-фашистских захватчиков и Победы советского народа в Великой Отечественной войне является организация поисково-исследовательской и туристско-краеведческой деятельности обучающихся.

Поисково-исследовательская деятельность обучающихся в учреждениях образования должна осуществляться через функционирование научных обществ учащихся, поисковых клубов, отрядов и групп «Поиск», «Следопыт», «Юный патриот», «Нашчадкi перамогі» и др. В рамках деятельности по установлению имен, судеб и мест захоронений воинов и мирных жителей, погибших в годы Великой Отечественной войны, целесообразно продолжать организацию работы обучающихся в архивах учреждений Республики Беларусь, ближнего и дальнего зарубежья, а также работы со сведениями, представленными на сайте ОБД «Мемориал» и др.

Справочно:

www.obd-memorial.ru (обобщенный банк данных, содержащий информацию о защитниках Отечества, погибших и пропавших без вести в период Великой Отечественной войны и послевоенный период), podvignaroda.mil.ru (информационный ресурс, наполняемый документами о ходе и итогах основных боевых операций, подвигах и наградах воинов Великой Отечественной войны), www.pomnivoinu.ru (на сайте размещены отчеты о путешествиях по местам сражений, рассказы о посещении памятников и музеев, о поездках по городам-героям, о деятельности поисковых отрядов, материалы о героях войны, интересных исторических фактах), www.pomnite-nas.ru (содержит информацию о памятниках, братских могилах, их описание и фото) и другие.

Для активизации поисково-исследовательской работы по установлению имен, судеб и мест захоронений погибших в годы Великой Отечественной войныВахты памяти – памятные с участием представителей общественных организаций, ветеранов-фронтовиков, воинов-интернационалистов.

Обращаем внимание, что проводить поисковые работы в местах, где проходили боевые действия, можно только совместно с представителями 52-го отдельного специализированного поискового батальона Министерства обороны Республики Беларусь.

Рекомендуем продолжить практику проведения туристских походов, звездных походов, слетов, экспедиций, тематических праздников. Во время проведения походов, экспедиций обучающиеся под руководством педагогов, с участием представителей воинских частей, родителями проводят поиск боевых реликвий, фронтовых фотографий, документов, личных вещей, наград; встречаются с очевидцами и участниками событий или их родственниками, проводят опросы населения; устанавливают неизвестные и забытые захоронения воинов; принимают участие в устройстве и благоустройстве могил, воинских захоронений, установлении мемориальных знаков и памятников.

Одной из составляющих воспитательного пространства учреждения образования является организация экскурсий для обучающихся. С целью ознакомления с историей и культурой нашей страны, ее героическим прошлым и трагическими страницами периода Великой Отечественной войны рекомендуется в течение года организовывать тематические экскурсии, в т.ч. в Брестскую крепость, Белорусский государственный музей истории Великой Отечественной войны, Государственный музей истории Вооруженных Сил Республики Беларусь, мемориальный комплекс «Хатынь», историко-культурный комплекс «Линия Сталина», мемориальный комплекс «Тростенец», региональные объекты воинской славы, музеи учреждений образования.

Целесообразно использовать образовательные программы, экскурсионные маршруты и маршруты походов, разработанные учреждениями дополнительного образования детей и молодежи, в т.ч. ресурсы сайта Учреждения образования «Республиканский центр экологии и краеведения» (http://rctkum.by/), региональных учреждений дополнительного образования детей и молодежи туристско-краеведческого профиля с учетом перечня экскурсионных объектов и туристических маршрутов, рекомендуемых для посещения обучающимися в рамках проведения учебных и факультативных занятий, внеклассных мероприятий с учетом содержания учебных программ по учебным предметам (https://edu.gov.by/).

Важным ресурсом в реализации воспитательной работы в учреждениях образования является использование потенциала музейной педагогики. Работа в музее учреждения образования способствует формированию у обучающихся практических навыков поисковой и исследовательской деятельности через участие в оформлении экспозиций музеев, пополнении их фондов, проведении экскурсий, организации общешкольных мероприятий и др. Сделать накопленный материал интереснее и нагляднее для обучающихся позволяет проведение в музеях уроков мужества, лекций, мини-спектаклей, торжественных мероприятий в обстановке представленной исторической эпохи (встречи с ветеранами, вступление в члены ОО «БРПО» и ОО «БРСМ», «Вахты памяти» и др.).

Справочно:

Учреждением образования «Республиканский центр экологии и краеведения» издан сборники «Музеи боевой славы учреждений образования Республики Беларусь» и «Краеведческие музеи учреждений образования Республики Беларусь», сборник «Сохраняя память…» с кратким описанием экскурсионных объектов, посвященных событиям Великой Отечественной войны на территории Беларуси, сборник
«70-летию Победы посвящается…» по материалам республиканской героико-патриотической акции «Спасибо солдатам Победы за то, что не знаем войны». Материалы сборников рекомендуется использовать при проведении воспитательных мероприятий в учреждениях образования, а также включать музеи учреждений образования в экскурсионные маршруты.

Руководителям музеев учреждений образования необходимо организовать работу обучающихся по сбору документов, материалов и вещественных предметов. Важно предусмотреть изучение деятельности партизанских отрядов, соединений и подпольных групп, действующих в годы Великой Отечественной войны на территории региона, исследование судеб земляков – участников боевых действий, тружеников тыла, партизан, подпольщиков, узников Великой Отечественной войны и др.

Музеям военно-исторического профиля (музеям, которые имеют экспозиции, посвященные военной истории разных периодов) рекомендуется принять участие в республиканском конкурсе музеев боевой славы «Их подвиг мы в сердце храним» (http://rctkum.by/). Заключительным мероприятием конкурса станет участие лучших региональных музеев учреждений образования в республиканском форуме музеев учреждений образования «Память народа в надежных руках молодых», который состоится в мае 2020 года. Для учреждений профессионально-технического и среднего специального образования будет организован республиканский конкурс виртуальных музеев «Великая Победа: 75 мирных лет!» (http://ripo.unibel.by/).

Взаимодействие учреждений образования с воинскими частями и подразделениями Вооруженных Сил Республики Беларусь

С целью повышения качества допризывной подготовки, повышения эффективности военно-патриотического воспитания и проведения профессиональной ориентации учащихся учреждениям образования необходимо продолжить сотрудничество с воинскими частями и подразделениями Вооруженных Сил Республики Беларусь.

Эффективности военно-патриотического воспитания учащихся должны способствовать создаваемые в учреждениях образования объединения по интересам военно-патриотического профиля, проводимые военно-спортивные игры «Орленок» и «Зарница», «Бастионы мужества», участие в республиканской спартакиаде по программе зимнего и летнего многоборий «Защитник Отечества», участие в соревнованиях среди детей и подростков по биатлону «Снежный снайпер» и др.

В целях военно-патриотического и духовно-нравственного воспитания молодежи на примерах боевых подвигов воинов-интернационалистов в период с 14 по 23 февраля 2019 года в учреждениях образования страны запланировано проведение мероприятий республиканской декады «Непобедимая и легендарная», посвященной 30-й годовщине вывода советских войск из Афганистана. Рекомендуется совместно с общественным объединением «Белорусский союз ветеранов войны в Афганистане», благотворительным фондом помощи воинам-интернационалистам «Память Афгана», общественным объединением «Республиканская ассоциация членов семей военнослужащих, погибших в Афганистане «Память и долг» проводить работу по увековечению памяти погибших воинов-интернационалистов, создавать уголки памяти, экспозиции в музеях учреждений образования, организовывать концерты и митинги-реквиемы, посвященные Дню памяти воинов-интернационалистов (15 февраля) и Дню защитника Отечества (23 февраля), осуществлять показ военной техники и вооружения времен Великой Отечественной войны.

Для старшеклассников рекомендуется предусмотреть при поддержке представителей воинских частей, воинов-интернационалистов проведение цикла бесед, уроков мужества на темы «Отечеству служим», «Наш вклад в Победу», «Международный терроризм: проблемы национальной безопасности и обороны», «Афганский конфликт, как это было?» и др.; открытый микрофон «Есть такая профессия ‒ Родину защищать»; дискуссии «Время выбрало нас»; сочинения-размышления «Солдатскому долгу остались верны...»; организацию встреч-чествований военнослужащих земляков, воевавших в Афганистане, и др.

В соответствии с приказом Министра обороны Республики Беларусь от 18 июня 2015 г. № 762 «О закреплении соединений, воинских частей, военных учебных заведений и организаций Вооруженных Сил за учреждениями образования Республики Беларусь» воинская часть устанавливает взаимодействие с учреждениями образования по вопросам допризывной подготовки и военно-патриотического воспитания.

В учреждениях образования необходимо разработать план мероприятий, включающий совместное проведение с воинскими частями и подразделениями торжественных мероприятий, посвященных государственным праздникам и памятным датам, Дней открытых дверей, Дней призывника; организацию регулярных встреч военнослужащих и ветеранов Вооруженных Сил, воинов-интернационалистов с учащимися; проведение слетов, лагерей оборонно-спортивного профиля, спортивных мероприятий, концертов, конкурсов и др. Содействие в гражданском становлении, патриотическом воспитании подростков, формирование нравственно-правовой культуры молодых людей, их подготовка к воинской службе, обучение основам безопасности жизнедеятельности оказывают лагеря военно-патриотической направленности. Рекомендуем продолжить практику проведения оборонно-спортивных лагерей совместно с воинскими частями и подразделениями.  

Завершить подготовку и проведение мероприятий по празднованию 75-й годовщины освобождения Республики Беларусь от немецко-фашистских захватчиков и Победы советского народа в Великой Отечественной войне необходимо празднованием Дня освобождения Беларуси (3 июля) и Дня Победы (9 Мая) в учреждениях образования. Необходимо предусмотреть приглашение участников Великой Отечественной войны, представителей воинских частей и подразделений, организацию поздравительных, концертных программ и др., что будет способствовать наполнению мероприятий особой эмоциональной атмосферой, развитию активной гражданской позиции обучающихся и патриотическому воспитанию в целом.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.