Объекты культуры, рекомендуемые для посещения учащимися
1. УК «Гродненский государственный историко-археологический музей»
2. УК «Гродненский государственный музей истории религии»
3. УК «Островецкий историко-этнографический музей»
4. УК «Ошмянский краеведческий музей им. Ф.Богушевича»
5. УК «Волковысский военно-исторический музей им. П.Багратиона»
6. УК «Гудевичский государственный литературно-краеведческий музей»
7. УК «Дятловскиий государственный историко-краеведческий музей»
8. УК «Дом-музей А. Мицкевича в Новогрудке»
9. УК «Ивьевский музей национальных культур»
10. УК «Кореличский районный краеведческий музей»
11. ГУ «Лидский историко-художественный музей»
12. УК «Мостовский государственный музей «Лес и человек»
13. ГУК «Музей Белки в Большой Берестовице»
14. ГИКУ «Музей -усадьба М.К. Огинского»
15. УК «Новогрудский историко-краеведческий музей»
16. УК «Свислочский историко-краеведческий музей»
17. УК «Слонимский районный краеведческий музей им. И.И. Стабровского»
18. УК «Сморгонский историко-краеведческий музей»
19. ГУ «Национальный историко-культурный музей-заповедник «Несвиж»
20. ГУ «Музей «Замковый комплекс «Мир»
21. ГУ «Мемориальный комплекс «Брестская крепость-герой»
22. Историко-культурный комплекс «Линия Сталина»
23. Мемориальный комплекс «Курган Славы»
24. Государственный мемориальный комплекс «Хатынь»
25. Белорусский государственный музей истории Великой Отечественной войны
26. Мемориальный комплекс детям-жертвам фашизма, д. Красный Берег
27. Мемориальный комплекс «Тростенец»
28. Музей материальной культуры «Дудутки»
29. Историко-культурный музей-заповедник «Заславль»
30. Национальный Полоцкий историко-культурный музей-заповедник
31 . Национальный художественный музей Республики Беларусь
Положение об областном туристско-экскурсионном конкурсе «Да суседзяў»
Цель: создание системы развития и поддержки туристско-экскурсионной деятельности, образовательного и историко-культурного туризма среди учащихся; развитие партнерского сотрудничества между учреждениями дополнительного образования туристско-краеведческого профиля и учреждениями общего среднего образования в образовательной, информационной, культурной и других сферах, повышение эффективности экскурсионной деятельности.
Задачи: массовое вовлечение обучающихся в культурно-познавательную и исследовательскую деятельность, направленную на получение знаний об историко-культурных и природных достопримечательностях Гродненщины;
содействие развитию межрегионального внутреннего детского и молодежного туризма;
создание имиджа регионов как привлекательного культурно- познавательного, туристско-экскурсионного объекта;
создание информационного банка данных экскурсионных маршрутов Гродненщины;
создание экскурсионных маршрутов с включением музеев учреждений образования и малоизвестных историко-культурных достопримечательностей районов;
развитие и популяризация всех возможных видов туризма на территории Гродненской области;
объединение образовательных возможностей учреждений общего среднего образования, дополнительного образования, общественных организаций и других заинтересованных ведомств, учреждений с целью включения в проект наибольшего числа обучающихся.
1.Участники конкурса:
В конкурсе принимают участие коллективы обучающихся, экспедиционные группы учреждений общего среднего, профессионально-технического и дополнительного образования детей и молодежи (далее – обучающиеся).
2. Сроки и порядок проведения конкурса:
2.1 Конкурс проводится по трём номинациям:«Да суседзяў»(сборник экскурсионных маршрутов по Гродненской области), «Туристическая карта»(web-страница сайта учреждения образования), «Туризм без границ».
2.2 Сроки реализации: октябрь2018 г. -май2019 г.
1 этап (отборочный) –районный, до 3мая 2019 г.;
2 этап (итоговый) – областной, с 3 мая по16 мая 2019г.;
2.3 Условия районного этапа конкурса определяются на местах.
2.4Для участия в областном этапе конкурса в номинациях «Да суседзяў» и «Туризм без границ»необходимо до 3 мая 2019 г. предоставить в ГУО «Гродненский областной центр туризма и краеведения»три лучшие работы от района (текстовый и электронный варианты) по адресу: г. Гродно, пер. Телеграфный, 2,
ГУО «Гродненский областной центр туризма и краеведения».
2.5Для участия в областном этапе конкурса в номинации «Туристическая карта» необходимо до 3 мая 2019 г. предоставить в ГУО «Гродненский областной центр туризма и краеведения»
до 4 заявок от района на участие в конкурсе на электронный адрес: ggoctikum@mail.ru(Приложение 1) с пометкой «Туристическая карта»;
На основании представленных материалов жюри проводит отбор участников областного этапа конкурса.
2.6Победителизаключительного областного этапа конкурса награждаются дипломами I, II, III степени ГУО «Гродненский областной центр туризма и краеведения».
По итогам конкурса будет создан электронный каталог лучших экскурсионных маршрутов Гродненской области.
3.Условия конкурса:
3.1 Содержание конкурсных работ и требования к участникам конкурса в номинации «Да суседзяў»:
На областной этап победители и призеры районных этаповпредоставляют отчетный материал об экскурсионных поездках по Гродненской области, проведенных участниками конкурса в 2018 – 2019учебном году (сборник экскурсионных маршрутов по Гродненской области).
Материал должен включать:
вступление, карты-схемы, краткие технологические карты, исследование и краткое описание историко-культурных, социальных и производственных объектов и других объектов представленных маршрутов;
фотоматериалы и другую дополнительную информацию, подтверждающую участие обучающихся в исследовательской и экскурсионной работе;
отчетный материал должен содержать информацию о прохождении маршрутов различной тематики и направленности. Например: маршрут в городе, культурно-познавательный маршрут, приключенческий (туристический маршрут, включающий выбор определенной игровой тематики, например, квесты или кладоискательство, ее раскрытие в ходе маршрута), маршрут выходного дня, экологический, спортивный, этнографический, промышленный, межрегиональный (туристический маршрут, связывающий между собой два и более региона, в которых осуществляется экскурсионная программа, демонстрирующая туристско-рекреационный потенциал каждого региона) и другие маршруты, по усмотрению участников конкурса.
3.2Критерии оценки конкурсного материала:
соответствие критериям конкурса;
уникальность и оригинальность маршрутов, познавательностьиновизна элементов маршрута – услуг, объектов показа, событийных мероприятий, уникальность и оригинальность замысла;
количество экскурсионных поездок в другие регионы области с использованием автомобильного и железнодорожного транспорта;
охват учащихся, участвующих в конкурсе, количество межрегиональных экскурсионных поездок и посещаемых объектов;
наличие материалов, подтверждающих посещение музеев учреждений образования;
пропаганда и популяризация маршрутов (через СМИ, социальные сети и др.);
наличие фото-видеоматериалов, подтверждающих использование маршрута экскурсионной группой;
логистика маршрутов, нестандартное планирование маршрута, удобство посещения включенных в маршрут мест и достопримечательностей с позиции передвижения на различных видах транспорта;
перспективность развития маршрутов, возможность включения в мероприятия шестого школьного дня и каникулярное время.
3.3.Содержание конкурсных работ и требования к участникам конкурса в номинации «Туристическая карта»:
Для участия в конкурсе необходимо создать на сайте учреждения образования web-страницу с наименованием «туристическая карта» и направить заявку в районный отдел (управление) образования с пометкой «Туристическая карта» (Приложение 1)
Web-страница «Туристическая карта» должна содержать следующие элементы:
рекламный ролик о туристической привлекательности района;
карту с указанием достопримечательностей региона;
разработанные экскурсионные маршруты (до 5 маршрутов по району)с ниткой маршрута, указанием музеев учреждения образования,наиболее интересных природных, исторических и других объектов на маршруте, мероприятий (культурно-досуговых, образовательных, познавательных), элементы которых могут включаться в экскурсионные маршруты;
общие справочные сведения о маршрутах (вид туризма, протяженность, продолжительность и т.д.);
текстовую, фото- видеоинформацию по маршрутам;
остальные элементы на web-странице располагаются по усмотрению участниковконкурса учреждений образования.
3.4 Критерии оценки конкурсного материала:
новизна и оригинальность идеи;
возможность использования маршрутов в шестой школьный день и каникулярное время;
логистика и обустроенность маршрутов (места отдыха, пункты питания, объекты осмотра, наличие информационных щитов
и др.);
степень информационной насыщенности;
визуальное воплощение – соответствие визуального и смыслового воплощения информации;
доступность, легкость восприятия, удобство пользования.
3.5 Содержание конкурсных работ и требования к участникам конкурса в номинации «Туризм без границ»:
Для участия в конкурсе необходимо подготовить проект однодневного адаптивного туристско-экскурсионного маршрута для детей с ограниченными возможностями.
Материал должен включать: информацию о историко-культурных, природных, социальных объектах, мероприятиях в рамках маршрута, карту с ниткой маршрута, краткую технологическую карту, маршрутный лист с указанием остановок и необходимого времени на движение и остановки, степенью обустройства маршрута, текстовую, фото-видеоинформацию (по желанию) по маршруту.
В работе должна содержаться информация о доступности экскурсионного маршрута для детей с ограниченными возможностями.
3.6 Критерии оценки конкурсного материала:
возможность использования маршрута детьми с ограниченными возможностями;
насыщенность экскурсионного маршрута объектами осмотра, дополнительными возможностями для экскурсантов (питание, досуг
и т.п.);
описание объектов осмотраэкскурсионного маршрута и местности с позиции привлекательности для посещения экскурсантами, приветствуется наличие дополнительных уникальныхфактов об объектах осмотра, местности и т.п., которые могут быть интересны экскурсантам;
социальная ориентированность туристского маршрута (доступность, безопасность, «комфортная среда»);
доступность инфраструктуры посещаемых объектов и учреждений в рамках маршрута (адаптированность для приема людей с ограниченными возможностями, приспособленность к комфортному безбарьерному передвижению экскурсионной группы с особыми потребностями (специальные подъемники, пандусы), доступность пунктов питания, мест отдыха и санитарных зон).