МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ АТТЕСТАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ С 06.10.2021
Аттестация в "Академии последипломного образования"
Аттестация в "Гродненском областном институте развития образования"
Нормативное правовое обеспечение аттестации педагогических работников:
1. Інструкцыя аб парадку правядзення атэстацыі педагагічных работнікаў сістэмы адукацыі (акрамя педагагічных работнікаў з ліку прафесарска-выкладчыцкага складу), утвержденная постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 22.08.2012 №101. открыть (.pdf)
Изменения и дополнения:
постановление Министерства образования Республики Беларусь от 26.03.2014 № 20 открыть (.pdf)
постановление Министерства образования Республики Беларусь от 26.11.2014 № 163 открыть (.pdf)
постановление Министерства образования Республики Беларусь от 20.11.2015 № 131 открыть (.pdf)
постановление Министерства образования Республики Беларусь от 11.05.2017 № 46 открыть (.pdf)
постановление Министерства образования Республики Беларусь от 08.05.2018 № 37 открыть (.pdf)
2. Выпуск 28 Единого квалификационного справочника должностей служащих «Должности служащих, занятых в образовании», утвержденный постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 29.07.2020 № 69 открыть (.pdf)
3. Общие положения Единого квалификационного справочника должностей служащих, утвержденные постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь 02.01.2012 № 1 (в редакции постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 22.07.2021 № 55) открыть (.pdf).
4. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 02.06.2009 № 36 «Об утверждении и введении в действие Общегосударственного классификатора Республики Беларусь ОКРБ 011-2009 «Специальности и квалификации» (с изменениями и дополнениями) открыть (.pdf).
5. Положение о непрерывном профессиональном образовании руководящих работников и специалистов, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.07.2011 № 954 (с изменениями и дополнениями):
46. Руководители организаций: определяют потребности руководящих работников и специалистов в повышении квалификации, переподготовке, стажировке и обеспечивают реализацию их непрерывного профессионального образования;
организуют обучение работников в организации; обеспечивают соблюдение гарантий работникам, направляемым для освоения содержания образовательных программ дополнительного образования взрослых, в порядке, установленном законодательством.
47. Руководители организаций обеспечивают направление: работников внешнеэкономических и маркетинговых служб, педагогических работников учреждений образования, реализующих образовательные программы дошкольного, общего среднего, специального образования, дополнительного образования детей и молодежи, для получения образования при освоении содержания образовательной программы повышения квалификации руководящих работников и специалистов по мере необходимости, но не реже одного раза в 3 года;
педагогических работников из числа лиц профессорско-преподавательского состава для получения образования при освоении содержания образовательной программы повышения квалификации руководящих работников и специалистов или образовательной программы стажировки руководящих работников и специалистов по мере необходимости, но не реже одного раза в 5 лет;
иных работников для получения образования при освоении содержания образовательной программы повышения квалификации руководящих работников и специалистов по мере необходимости, но не реже одного раза в 5 лет.
Состав аттестационной комиссии на 2021/2022 учебный год
Горбачева А.С., заместитель директора по учебной работе - председатель аттестационной комиссии;
Гайкевич С.Н., учитель факультативных занятий музыкальной направленности первой квалификационной категории, заместитель председателя аттестационной комиссии;
Бобровская С.И., учитель высшей квалификационной категории -секретарь;
Садомцева В.М., учитель-методист, член аттестационной комиссии;
Яскевич Л.В., учитель истории первой квалификационной категории, член профсоюзного комитета
Родевич Л.Н., учитель математики высшей квалификационной категории;
Курстак Я. В.,учитель начальных классов высшей квалификационной категории.
ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГА К АТТЕСТАЦИИ
1. ЗАЯВЛЕНИЕ (по установленной форме).
2. СПРАВКИ О СДАЧЕ КВАЛИФИКАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА (оригинал).
3. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ.
4. МАТЕРИАЛЫ О ПРОВЕДЕННЫХ ОТКРЫТЫХ УРОКАХ И ВНЕКЛАССНЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ (рабочие и открытые уроки посещает администрация и члены аттестационной комиссии).
5. САМОАНАЛИЗ УРОКА (открытого или рабочего, который посещала администрация или члены аттестационной комиссии.)
6. ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ (материалы из опыта работы - папка).
7. САМОАНАЛИЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (готовит аттестуемый работник).
8. ХАРАКТЕРИСТИКА (с подписью директора учреждения образования и печатью).
9. АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА ПО ИТОГАМ ИЗУЧЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АТТЕСТУЕМОГО и другие аналитические материалы
10. КОПИИ:
-удостоверения о повышении квалификации за последние 3 года (базовые курсы, целевые, проблемные и др.)
-диплома, если высшее учебное заведение окончено с отличием (претендентам на вторую категорию со стажем работы один год).
- документа о присвоении академической степени магистра (претендентам на вторую категорию со стажем работы один год).
Вся процедура подготовки к аттестации должна быть завершена за неделю до аттестационного собеседования.
Материалы к аттестационному собеседованию должны быть предоставлены в аттестационную комиссию за неделю до аттестационного собеседования.
Педагогическому работнику к аттестационному собеседованию подготовить краткую информацию о профессиональной деятельности и направлениях работы в перспективе.
Документы, которые предоставляет педагогический работник для сдачи квалификационного экзамена в процессе аттестации на присвоение высшей квалификационной категории:
1. Направление на сдачу квалификационного экзамена (высылается учреждением образования в академию последипломного образования).
2. Опыт педагогической деятельности в бумажном и электронном варианте (предоставляется во время экзамена).
Аттестуемым на заметку
Аттестационная комиссия в соответствии с графиком аттестации производит изучение педагогической деятельности учителя, руководствуясь требованиями квалификационных характеристик, методическими рекомендациями по оценке деятельности педагогических работников.
С этой целью изучается:
- психологическая готовность учителя;
- технологическая готовность учителя (воспитателя, руководителя кружка) (общая методическая подготовка учителя, знание преподаваемого предмета).
Дается оценка:
- преподавательской деятельности учителя (воспитателя, руководителя кружка): знание нормативных документов, которые касаются вопросов образования; основных достижений педагогической и психологической теории и практики; в выполнении государственных программ; оценка качества проведения урока; интерес учащихся к преподавательскому предмету;
- умений учителя (воспитателя, руководителя кружка) планировать свою деятельность;
- деятельности во внеурочной воспитательной работе учителя;
- работы учителя над повышением своего профессионального уровня ( повышение квалификации);
- для первой и высшей категории – результатов исследовательской работы учителя (воспитателя, руководителя кружка), внедрения в практику методов и приемов современных образовательных и информационных технологий.
Порядок проведения аттестации учителя на категорию
Аттестационная комиссия в соответствии с графиком аттестации:
- посещает уроки, факультативные занят, внеклассные мероприятия по предмету, воспитательные мероприятия аттестуемого, анализирует их и делает выводы об уровне научно-теоретической подготовки учителя;
- анализирует результаты контрольных срезов (результаты анкетирования и другую аналитическую информацию), проведенных в классах, где работает аттестуемый, и делает вывод об уровне знаний, умений и навыков учащихся;
- анализирует деятельность аттестуемого по совершенствованию своего педагогического мастерства, повышению профессионального уровня (повышение квалификации, методическая, инновационная деятельность, самообразование);
- проводит предварительную беседу по вопросам подготовленности аттестуемого к аттестации.
- проводит аттестационную беседу, где сопоставляются оценочные мнения администрации, членов комиссии и аттестуемого, делаются выводы об эффективности результатов его педагогической деятельности, морально-личностных качеств педагога, обсуждаются перспективы профессионального роста и повышения квалификации.
В рамках аттестации учитель должен:
- провести 2 открытых урока, факультативное занятие, внеклассное мероприятие по предмету, воспитательное мероприятие;
- представить аттестационной комиссии результаты контрольных срезов и другую отчетную документацию по преподаваемому предмету;
- на вторую категорию – представить к аттестационной беседе свой опыт в виде разработок отдельных уроков или тем (наглядные материалы);
- на первую категорию – представить к аттестационной беседе свой опыт работы в виде методических разработок по предмету (обобщить свой опыт работы, наглядно его оформить);
- на высшую категорию – сдать квалификационный экзамен в ГрОИРО, получив направление аттестационной комиссии. Представить аттестационной комиссии авторские методические разработки, печатные работы и др.