Организация образовательного процесса в новом 2013/2014 учебном году
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по проведению в учреждениях общего среднего образования 2 сентября первого урока и мероприятий, посвященных Дню знаний и Дню белорусской письменности
Тема урока – «Як ты сэрцу майму міла, дарагая Беларусь!».
Основная задача первого урока – формирование гражданственности и патриотизма, воспитание у детей и учащейся молодежи чувства гордости за нашу страну и ее героев, уважения к ее научным достижениям, развитие социальной и творческой активности, содействие индивидуальному развитию детей, раскрытию их творческого потенциала, приобщению к духовно-нравственной культуре.
При проведении первого урока важно опираться на знания, полученные обучающимися на уроках литературы, истории, географии и др. Целесообразно использовать региональный материал по истории и современному развитию области (района, города, деревни). Опираясь на межпредметные связи, педагог имеет возможность совершить вместе со школьниками экскурс в историю родного города (села, школы, улицы и т. д.).
В процессе подготовки и проведения первого урока необходимо учитывать возможности учреждения образования, специфику окружающего его социума, региона, при этом акцентируя внимание, в первую очередь, на максимальном вовлечении в организацию и проведение урока самих обучающихся.
Эмоционально-ценностное восприятие информации учащимися будет более действенным при включении в урок музыкальных произведений, иллюстраций, слайд-шоу, мультимедийных презентаций. Полнее раскрыть тему урока позволит широкое использование произведений белорусских поэтов и прозаиков, деятелей искусства, краеведческого материала, детских авторских работ, справочных материалов и т.п.
Важно обратить внимание на оформление кабинета, в котором следует использовать:
государственную символику;
Конституцию Республики Беларусь;
иллюстрированную карту Беларуси;
выставку книг о Беларуси;
фотографии (слайды) исторических мест и природы Беларуси; альбомы, стенды, репродукции картин на белорусскую тематику;
диски с записями песен о Беларуси и др. творческие работы учащихся (рефераты, проекты, сочинения, стихи, рисунки, плакаты, газеты, отзывы об экскурсиях, макеты и т. д.) о Беларуси;
портреты знаменитых деятелей истории и культуры Беларуси (Е. Полоцкой, Ф. Скорины, Я. Купалы и др.), в своих произведениях и своей деятельностью прославивших нашу страну.
В содержание первого урока можно включить информацию о государственной символике, памятных датах, исторические сведения и др.
На первом уроке в I-IV классах целесообразно запланировать знакомство с государственной символикой Республики Беларусь: Государственным флагом и Государственным гербом.
В ходе первого урока педагог обращает внимание младших школьников на то, что государственная символика или ее элементы постоянно окружают нас в повседневной жизни, а каждый шаг в гражданском становлении детей и молодежи отмечен встречей с государственными символами нашей Родины. Закрепить у детей правильное представление о символике помогают беседы: «О чем рассказывает наш герб», «Цвета нашего флага», «Как слушают и поют гимн» и т.п.
Беседа должна сопровождаться показом картин природы родного края, его достопримечательностей и др. Можно предложить учащимся объяснить смысл некоторых пословиц и поговорок о Родине. Например: «Береги землю родимую как мать любимую», «Всякому мила своя сторона». Будет полезным в начальных классах на первом уроке провести познавательные викторины «Моя Родина», игры-путешествия «Я и планета», экскурсии и др. На уроке возможен небольшой рассказ, беседа о земляке – жителе родного города, села, прославившем свой край успехами в труде или бою, в науке, литературе, искусстве или спорте.
На первом уроке для обучающихся II и III ступеней общего среднего образования можно попросить самих учащихся рассказать о том, что означают элементы государственной символики, как они отражают историю нашей страны. Рекомендуем провести экскурс в историю родного города (района, села и т.д.), рассказать об истории его создания, его гербе, гимне или песне, посвященной любимому городу, родному краю.
Необходимо обратить внимание обучающихся на то, что 2 июля 2013 года состоялась торжественная церемония открытия площади Государственного флага в столице нашей Родины, в которой принял участие Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко.
В торжественной обстановке флаг размером 14х7 м был поднят на семидесятиметровый флагшток, установленный в центре площадки. Затем был исполнен гимн, который сопровождали залпы артиллерийского салюта, а в конце небо над столицей украсили огни фейерверка и было выпущено 10 тысяч воздушных шаров цветов государственного флага.
На церемонии открытия была заложена новая патриотическая традиция принесения клятвы верности Государственному флагу Республики Беларуси - символу и оплоту независимости и государственности. Для этого были приглашены достойные представители белорусского народа, своей доблестью, трудом и талантом прославившие Отечество, а также представители молодежи, идущие им на смену.
Площадь Государственного флага Республики Беларусь расположена в Минске на проспекте Победителей. Она представляет собой круг радиусом 50 м и сообщается с главным фасадом выставочного павильона НВЦ «Белэкспо» лестницей шириной 24 м. Вдоль пешеходной дорожки размещены семь гранитных стел с гербами областей и Минска. Симметрично с двух сторон от лестницы размещаются стелы с текстом Государственного гимна и географической картой Беларуси (http://www.belta.by/ru/all_news/society/Ploschad-Gosudarstvennogo-flaga-Belarusi-torzhestvenno-otkrylas-v-Minske_i_640022.html).
Педагогам необходимо учитывать, что привлечь внимание детей к символам нашего государства позволяет также экскурсионная и туристская работа, встречи и беседы с местными жителями, старожилами, людьми, пользующимися уважением окружающих, участниками Великой Отечественной войны, поэтами и писателями, военнослужащими, известными спортсменами. Все это дает возможность наполнить конкретным содержанием понятия о символах государства, их роли и значении в жизни каждого человека.
При проведении первого урока целесообразно обратить внимание учащихся, что начиная с 2013 года в нашей стране запланирован ряд мероприятий, посвященных 70-летию годовщины освобождения Республики Беларусь от немецко-фашистских захватчиков и Победы советского народа в Великой Отечественной войне, в том числе республиканской акции учащейся молодежи «Спасибо солдатам Победы за то, что не знаем войны».
Актуальными для школьников будут встречи-чествования ветеранов войны («Земной поклон Вам, герои Победы», «Поклонимся великим тем годам»), беседы («Мир и война глазами детей»); викторины («Знаешь ли ты юных героев Великой Отечественной войны?»); посещение музеев и мемориальных комплексов, заочные путешествия («Перелистывая страницы истории»); конкурсы чтецов, рисунков и плакатов и т.д.
В музеях учреждений образования к первому уроку можно организовать тематические выставки, оформить экспозиции, созданные из материалов и вещественных экспонатов, собранных во время летних туристских походов, провести встречи с участниками событий, материалы о которых представлены в музеях, предусмотреть подготовку учащихся-экскурсоводов.
При организации первого урока следует обратить внимание на использование таких форм работы, как брейн-ринг, философский стол, деловая игра, презентация проектов и др. Торжественным возложением венков и цветов к памятникам, обелискам и захоронениям погибших в годы Великой Отечественной войны, на яркой эмоциональной ноте можно завершить мероприятия, посвященные Дню знаний.
В процессе подготовки первого урока незаменимым помощником для педагогов будет подарочное комплектное издание «Я – гражданин Республики Беларусь»; материал «День Конституции: юным гражданам о государстве и праве» (журнал «Выхаванне і дадатковая адукацыя», № 2, 2013, С.4–7), а также ряд следующих разработок: «Выхоўваць лепшыя якасці асобы. Калектыўная творчая справа «Любоў мая – Беларусь» (журнал «Народная асвета», № 2, 2012,С.49–52); разработки занятий по программе факультативных занятий «Мое отечество» по темам: «Я – гражданин Республики Беларусь», «Мы – белорусы» (журнал «Выхаванне і дадатковая адукацыя», № 4, 2011, С.50–56).
В беседе со школьниками следует особо подчеркнуть, что в нашей стране физической культуре и спорту уделяется очень большое внимание. Политика государства нацелена на то, чтобы всем предоставить возможность заниматься физкультурой и спортом. Благодаря такому подходу белорусские школы, вузы, ДУ хорошо оснащены для занятий спортом. Высокие достижения в спорте и наличие спортивных сооружений мирового класса свидетельствует об успешной реализации поставленных государством задач.
Наиболее популярными видами спорта являются: легкая атлетика, футбол, гимнастика, лыжный спорт, хоккей, теннис, фехтование, борьба, волейбол, гандбол, плавание, шахматы и шашки. На сегодняшний день в стране функционирует более 26 000 объектов физкультурно-спортивного назначения. Так, например, Республиканский центр олимпийской подготовки по зимним видам спорта «Раубичи» считается одним из лучших в мире центров для проведения соревнований по биатлону.
В Беларуси много учебных центров для подготовки профессиональных спортсменов, в т.ч.: Белорусский государственный университет физической культуры, 11 училищ олимпийского резерва, 165 специализированных школ олимпийского резерва, более 250 детско-юношеских спортивных школ. В Беларуси три крупных центра олимпийской подготовки: в Стайках, Раубичах и Ратомке.
280 уроженцев Беларуси стали чемпионами мира и Европы во многих видах спорта. Беларусь по праву может гордиться своей историей участия в Олимпийских играх. 69 белорусов стали олимпийскими чемпионами (http://www.belarus.by/ru/about-belarus/sport). С начала 2013 года в нескольких видах спорта, входящих в программу Олимпийских игр, белорусскими спортсменами установлены 35 национальных рекордов. Наибольшее количество высших национальных достижений зарегистрировано в плавании – 12. Затем идут – пулевая стрельба, представителями которой установлено 9 рекордов Беларуси, шорт-трек (4), велоспорт, стрельба из лука, тяжелая атлетика (по 3) и легкая атлетика (1) (http://www.belarus.by/ru/press-center/news/belorusskie-sportsmeny-s-nachala-goda-ustanovili-35-natsionalnyx-rekordov_i_0000007019.html).
2 сентября – День белорусской письменности.
В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 26 марта 1998 г. № 157 «О государственных праздниках, праздничных днях и памятных датах в Республике Беларусь» с целью повышения престижа письменности и печати как основы многовековой национальной культуры, усиления их роли и значения в духовной жизни страны ежегодно в первое воскресенье сентября Беларусь отмечает свой национальный праздник – День белорусской письменности.
Традиционно праздник письменности проводится в исторических и культурных центрах нашей страны, неразрывно связанных с жизнью знаменитых деятелей Беларуси разных времен. Первый День белорусской письменности состоялся в 1994 году в городе Полоцке, на родине Франциска Скорины – белорусского и восточнославянского первопечатника, философа-гуманиста, писателя. В разные годы День белорусской письменности отмечался в Турове, Новогрудке, Несвиже, Орше, Пинске, Заславле, Мстиславле, Мире, Каменце, Поставах, Шклове, Борисове, Сморгони, Хойниках, Ганцевичах. В 2012 году праздник прошел в городе Глубокое Витебской области, который передал эстафету городу Быхову Могилевской области.
С Быховской землей связана история создания одного из самых значимых памятников белорусского летописания – Баркулабовской летописи, которая хронологически охватывает период с 1545 по 1608 годы. В ней помещены уникальные сведения об истории Восточной Беларуси, информация об исторических событиях белорусской культуры и православной церкви, об исторических личностях. Наибольшую ценность в Баркулабовской летописи представляют сведения о повседневной жизни простых людей Беларуси.
Именно здесь, на Быховщине, долгое время жили и творили Мелетий Смотрицкий и Лаврентий Зизаний – известные ученые, церковные и общественные деятели. Их работы имели большое значение для развития славянского языка, знаковым событием в духовной и культурной жизни Беларуси.
С Быховской землей связана жизнь и творчество многих известных писателей, поэтов и литературоведов. Таких как Михаил Иосифович Мушинский – известный литературовед, критик, доктор филологических наук, член-кореспондент НАН Беларуси, лауреат Государственной премии БССР им. Я. Колоса; Иван Михайлович Баранкевич – писатель, известен, как переводчик на русский язык произведений Я.Колоса; Михаил Павлович Поздняков – поэт, прозаик, переводчик, критик, литературовед, председатель Минского городского отделения Союза писателей Беларуси; Борис Васильевич Стрельцов – публицист, писатель, заслуженный деятель культуры Республики Беларусь, кандидат исторических наук, доктор филологических наук, профессор, один из основоположников теории современной отечественной журналистики, непревзойденный мастер белорусского очерка; Василий Юрьевич Ткачев – прозаик, поэт, драматург, публицист.
На территории города Быхова и Быховского района расположен ряд историко-культурных ценностей. Среди них Быховский замок, который является памятником архитектуры XVII века, синагога, Грудиновский дворцово-парковый ансамбль, Свято-Вознесенский женский монастырь в агрогородке Барколабово. С последним из названных исторических объектов связана история одной из самых почитаемых белорусских православных святынь чудотворной иконы Божей Матери Барколабовской.
Основной территорией проведения праздника определена центральная часть Быхова. В этой зоне размещены ряд знаковых объектов Дня письменности. Недалеко от Октябрьской площади, где предполагается разместить Центральную площадку праздника, располагается сразу два памятника архитектуры: Быховский замок и синагога.
Новый внешний облик обретет к празднику Быховский районный Центр культуры и прилегающая территория, включая восстановление пруда. Непосредственно к празднику в городе появится отвечающий всем современным требованием районный историко-краеведческий музей. Еще одним знаковым объектом праздника является физкультурно-оздоровительный центр со стадионом.
Изюминкой Дня письменности в городе Быхове станет создание и установка монументально-скульптурной композиции. В основу данной композиции предлагается положить знаковые элементы из истории духовной и культурной жизни Быховского края: Баркулабовская летопись — уникальное художественное произведение, замечательный памятник белорусской письменности; Милетий Смотрицкий и его «Грамматика», которая в свое время на протяжении 150 лет являлась лучшим пособием для изучения славянского языка, а Михаил Ломоносов назвал ее «вратами своей учености»; Лаврентий Зизаний и его «Азбука», которая широко использовалась в братских школах Беларуси, Украины и Литвы.
Специально ко Дню белорусской письменности Могилевским облисполкомом и Быховским райисполкомом при поддержке Министерства информации Республики Беларусь запланирован выпуск значимой литературы: переиздание Баркулабовской летописи и публикация научно-исследовательского очерка об истории того времени и значении летописи в культурной жизни Беларуси, сборника произведений поэтов и писателей Быховского края в серии «Быховщина литературная», а также презентационного издания о Быховском районе (использованы материалы сайта Быховского районного исполнительного комитета http://www.bykhov.gov.by).
Ко Дню белорусской письменности в Быхове специальную молодежную программу подготовил БРСМ. 31 августа пройдет «ДАНС БАТЛейка», где будут звучать белорусские хиты и ремиксы на них. Своими сетами участников танцевальной вечеринки порадует победитель конкурса БРСМ «Битва диджеев» DJ Vlasov. Насыщенная программа мероприятий на молодежных площадках ожидает гостей и жителей Быхова 1 сентября. На интерактивной площадке «Живая книга» активисты БРСМ планируют установить макет книги, на страницах которой каждый желающий сможет написать символическим пером свои пожелания жителям Быхова, а также столице Дня белорусской письменности 2014 года. Программу праздника продолжит конкурс «Колер сучаснасцi», участники которого попытаются отразить особенности развития белорусской письменности на полотнах высотой в человеческий рост. Завершится праздничный вечер концертом молодых исполнителей.
В рамках праздника участники и гости смогут познакомиться с новыми книжными изданиями, встретиться с белорусскими и зарубежными литераторами, журналистами, издателями, послушать выступления поэтов и писателей, творческих коллективов и исполнителей. Особое внимание будет уделено книжным выставкам и ярмаркам. По традиции на Дне белорусской письменности пройдет награждение победителей конкурса на лучшие литературные произведения года и ряд других мероприятий.
Педагогическим коллективам следует уделить особое внимание организации в учреждениях образования мероприятий, посвященных Дню белорусской письменности. Этот праздник должен дать возможность обучающимся обратиться к истокам национальной культуры белорусского народа, подчеркнуть тесную взаимосвязь и органичное единство славянских культурных традиций.
При планировании и организации мероприятий, посвященных Дню белорусской письменности, рекомендуем обратить внимание на календарь юбилейных дат, которые будут отмечаться в 2013/2014 учебном году (размещен на сайте Министерства образования Республики Беларусь в инструктивно-методическом письме «О преподавании учебных предметов «Белорусский язык» и «Белорусская литература» в 2013/2014 учебном году» (http://edu.gov.by/ru/main.aspx?guid=14451).
Целесообразно провести творческие встречи учащихся с членами ОО «Союз писателей Беларуси», молодыми поэтами и писателями своего края с презентацией их книг и литературно-художественных композиций по произведениям, со сверстниками, делающими «пробы пера» и др. Будет актуальным проведение литературных, литературно-музыкальных, художественных конкурсов: «Любимый герой книги», «К книге и чтению – через досуг и общение», «Автограф», «Книга – мой спутник, мой друг», «Новые иллюстрации к старым любимым книгам», «Смотри, что мы читали!», «Мой любимый писатель», «Книга в моей жизни», «Книга – реликвия моей семьи», «Юные дарования», «Чытаем беларускую кнігу», «Я и книга» и др.
Мероприятия, проводимые в учреждениях общего среднего образования в первую неделю нового учебного года, должны стать импульсом для всей идеологической и воспитательной работы, направленной на формирование гражданско-патриотических и духовно-нравственных качеств личности обучающихся, основанных на государственных и общечеловеческих ценностях, уважительном и бережном отношении к национальной культуре, государственной идеологии, историческим традициям белорусского народа.
Каникулы 2013/2014 учебного годаМинистерство образования Республики Беларусь информирует.
Учебные занятия в 2013/2014 учебном году для учащихся учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования, образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования, образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, осуществляются со 2 сентября 2013 г. по 30 мая 2014 г.
Организация образовательного процесса осуществляется по четвертям в следующие сроки:
первая четверть – со 02.09.2013 по 25.10.2013;
вторая – с 04.11.2013 по 24.12.2013;
третья – с 09.01.2014 по 21.03.2014;
четвертая – с 31.03.2014 по 30.05.2014.
На протяжении учебного года устанавливаются каникулы:
осенние – 8 дней с 26.10 2013 по 02.11.2013 включительно;
зимние – 15 дней с 25.12.2013 по 08.01.2014 включительно;
весенние – 8 дней с 22.03.2014 по 29.03.2014 включительно;
летние – 93 дня с 31.05.2014 по 31.08.2014,
для учащихся, завершивших обучение на II ступени общего среднего образования, – 79 дней с 14.06.2014 по 31.08.2014 включительно.
Для учащихся I – II классов в ІІІ четверти (третья неделя февраля месяца (17.02.2014 – 22.02.2014)) проводятся каникулы продолжительностью одна неделя.