Новости проекта
Конкурс продлен! Принимайте участие!
Отвечаем на ваши вопросы!
Домашнее задание на контроле!
Важные моменты в Инструктивно-методическом письме
Голосование
Ваше отношение к введение сервиса "Электронный дневник учащегося"?
Всего 315 человек
Голосование
Считаете ли вы целесообразным введение платного сервиса "Электронный дневник учащегося"?
Всего 582 человека

Памятки

Дата: 23 декабря 2017 в 09:23, Обновлено 14 февраля в 15:55

ПАМЯТКА УЧИТЕЛЮ ПО ОРГАНИЗАЦИИ   КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 

  • Проверка знаний должна вестись в соответствии с программой.
  • Учитель  заблаговременно планирует, знания и умения каких учащихся будут проверены, определяет методы и формы проверки.
  • Проверку знаний необходимо проводить постоянно, по всем темам программы,  охватывая при этом значительное число учащихся или весь класс в целом.
  • Учитель обязан объявлять оценку отвечающему и всему классу.
  • Оценка обязательно комментируется.   
  • Учитель обязан заранее объяснять критерии оценок.
  • Выставление отметок в дневник - обязанность учителя.
  • Недопустимо снижение оценки  и   выставление   неудовлетворительной  оценки с целью наказания .
  • Необходимо обучать школьников приемам взаимоконтроля и самоконтроля.
  • Проверяйте регулярно рабочие тетради.
  • Прогнозируйте свою контрольно-оценочную деятельность на уроке.   
  • Не забывайте о стиму­лирующей функции 10-балльной системы.
  • Продумывайте формы опроса заранее.
  • Важно   поурочное оценивание!
  • Ваши ученики "выиграют", если контрольная работа по теме будет составлена Вами к первому уроку по теме.
  • Ожидание опроса и сам опрос - ситуация повышенной тревожности для учеников. Не усугубляйте её необдуманными замечаниями, неуместными шутками.

  • Чётко поставьте вопрос, сформулируйте задание. Ребятам что-то может быть непо­нятным в Ваших заданиях, прокомментируйте их. Недопустимо это только во время контрольных работ.
  • Учите ребят быть воспитанными слушателями, признавать право человека на ошиб­ку. Отвечающий ждёт от Вас понимания и поддержки.
  • Ребятам нужно время на обдумывание дополнительных вопросов. Последние могут даже привести отвечающих в замешательство.
  • Деятельность учащихся, не занятых при опросе, должна быть продумана (запись в тетрадь кратких выводов по заготовленным шаблонам, решение опережающего зада­ния и т.п.), иначе это потерянное время для класса.
    П А М Я Т К А
  • по стимулирующему оцениванию знаний учащихся
  •  Нельзя выставлять отрицательную оценку:
  •      1. По всем предметам всю первую четверть в 5-ых классах.
         2. Всю первую четверть во всех классах в начале изучения нового предмета.
         3. Всю первую четверть учащимся класса, в котором впервые начал работать учитель.
         4. В первые две недели месяца начала учебного года во всех классах по всем предметам.
         5. На первых двух уроках после каникул во всех классах по всем предметам.
         6. В первый день после выходных и праздников во всех классах и по всем предметам.
         7. На следующий урок после отсутствия учащегося в классе.
         8. Во время кратковременной замены основного учителя другим учителем.
         9. Если у учащегося стоит "незакрытая" неудовлетворительная оценка по данному предмету.
         10. При организации, проведении и проверке самостоятельных работ во всех классах и по всем предметам.
  •  Новые формы оценивания знаний
  •       На всех этапах развития школы при усилении демократических начал в ее организации на первое место выдвигается вопрос поиска эффективных путей реализации оценочной функции учителя.
  •       Из этого вытекают три функции учителя нового типа :
  •       1. Создание условий для включения в самостоятельную познавательную деятельность учащихся;
  •       2. Стимулирование действий обучающихся для достижения поставленной цели, обеспечение эмоциональной поддержки детей в ходе работы, создания ситуации успеха для каждого ребенка, поддержание общего позитивного эмоционального фона;
  •       3. Проведение вместе с детьми экспертизы полученного результата
  •       Учитель в обновляющейся школе должен уметь не только обеспечить условия для развития личности, сделать этот процесс отлаженным и управляемым, но и обучить всему этому самих учащихся, сделать их мыслящими субъектами, не теряющимися в любой жизненной ситуации. В этом и состоит главное назначение современного учителя.
  •       Выставляя ребенку отметку не надо думать, как я буду выглядеть в глазах коллег, администрации, а думать о том , что ребенок будет делать сегодня, завтра после этой отметки: возьмется ли за книгу, станет трудолюбивее или эта отметка не будет стимулировать его к работе , оставит равнодушным. Сегодня, наверное , именно в этом заключается объективность и справедливость отметки.
  • Памятка по организации самостоятельной работы учащихся
  • 1. Целенаправленный характер работы.

    Цель каждого задания должна быть осознана учащимися. Это достигается четкой формулировкой цели работы и с ознакомлением с алгоритмами самостоятельной работы. Четко поставленная цель стимулирует мотивацию в начале работы, а в дальнейшем является важным регулятором самостоятельной деятельности. Вызвать активное отношение учащихся к цели работы, сделать эту цель привлекательной - в этом тоже суть целеполагания.

    Недооценка указанного требования приводит  к  тому,  что  учащиеся,  не поняв цели работы, делают не то, что нужно,  или  вынуждены  в  процессе  ее выполнения  многократно  обращаться  за  разъяснением  к  учителю.  Все  это приводит к нерациональной трате времени и снижению уровня  самостоятельности учащихся в работе.

    2. Действительная самостоятельность, побуждающая работать напряженно.

    Однако здесь нельзя допускать крайностей: содержание и объем самостоятельной работы, предлагаемой на каждом этапе обучения, должны быть посильными для ребят, а сами учащиеся — подготовлены к выполнению самостоятельной работы теоретически и практически.

    3. Формирование простейших навыков самостоятельной работы на первых занятиях (составление планов, конспектирование, наличие докладов).

    В этом случае самостоятельной работе учащихся должен предшествовать наглядный показ приемов работы учителем, сопровождаемый четкими объяснениями, записями на доске. Самостоятельная работа, выполненная учащимися после показа приемов работы учителем, носит характер подражания. Она не развивает самостоятельности в подлинном смысле слова, но имеет важное значение для формирования более сложных навыков и умений, более высокой формы самостоятельности, при которой учащиеся оказываются способными разрабатывать и применять свои методы решения задач учебного или производственного характера.

    4. Предложение таких заданий, выполнение которых не допускает действия по готовым рецептам и шаблону, а требует применения знаний в новой ситуации.

    Только в этом случае самостоятельная работа способствует формированию инициативы и познавательных способностей.

    5. Учет индивидуальных темпов работы обучающихся.

    Выполнять это условие можно путем дифференцированного подхода к учащимся. В организации самостоятельной работы необходимо учитывать, что для овладения знаниями, умениям и навыками различным учащимися требуется разное время. Осуществлять это можно путем дифференцированного подхода к учащимся.

    Наблюдая за ходом работы класса в целом и отдельных  учащихся,  учитель  должен вовремя переключать успешно справившихся с  заданиями  на  выполнение  более сложных. Некоторым учащимся количество тренировочных упражнений  можно свести до минимума. 

    6. Вызывать интерес учащихся.

    Он достигается новизной выдвигаемых задач, необычностью их содержания, раскрытием перед учащимися практического значения предлагаемой задачи или метода, которым нужно овладеть.

    7. Планомерное и систематическое включение самостоятельной работы в учебный процесс.

    Эффективность самостоятельной работы достигается , если она является одним из составных, органических элементов учебного процесса, и для нее предусматривается специальное время на каждом уроке, если она проводится планомерно и систематически, а не случайно и эпизодически.. Результаты  работы  в  этом  деле  оказываются  более  ощутимы,   когда

    привитием  навыков  самостоятельной  работы  у  школьников  занимается  весь коллектив учителей, на занятиях по всем предметам.

    8. Разумное сочетание изложения материала учителем с самостоятельной работой.

    Здесь нельзя допускать крайностей: излишнее увлечение самостоятельной работой может замедлить темпы изучения программного материала, темпы продвижения учащихся вперед в познании нового.

    9. Руководящая роль учителя при выполнении учащимися самостоятельных работ любого вида.

    Самостоятельность в учениках надо развивать постоянно, постепенно, соблюдая определенные принципы. Эти принципы таковы:

    Принцип обязательности. Каждый ученик на каждом уроке непременно должен самостоятельно выполнить хотя бы небольшое задание: решить задачу, сформулировать краткий ответ на вопрос, провести опыт, работать с учебником и т. д.

    Принцип посильности. Задания для самостоятельной работы быть подобраны таким образом, чтобы ученик мог с ними справиться. Если речь идет о новом материале, задание должно быть в “зоне ближайшего развития” ребенка, чтобы он мог самостоятельно или с небольшой помощью решить поставленную проблему.

    Принцип постоянного обучения новым формам и методам самостоятельной работы.  Нужно начинать учить самостоятельной работе с учебником, задачником, таблицами, дополнительной литературой и далее постепенно осваивать все более сложные методы самостоятельной работы.

    Принцип интересности. Для разных учеников привлекательны разные формы и методы работы. Поскольку путь к хорошему результату может быть разным, то лучше позволить ребенку идти путем, который ему больше нравиться. Одни дети с удовольствием решают задачи, другие любят практическую работу. Надо разрешать детям преимущественно использовать их любимый метод, грамотно направляя их.

    Принцип постоянной занятости. Ученик не должен скучать на уроке и иметь свободное время. Если способные дети, с хорошими навыками самостоятельности, досрочно заканчивают работу, необходимо давать дополнительные, наиболее интересные задания в качестве поощрения.

    Принцип использования эмоций. Ученики должны не только самостоятельно действовать и мыслить, но и испытывать эмоциональный подъем, радость от победы над задачей и над собой.

    Принцип поощрения. Многие дети будут работать самостоятельно только за какое-либо поощрение. С этим надо считаться и использовать для мотивации. Для разных детей значимы разные поощрения, например высокие оценки, публичное признание их хорошей работы, помещение работ на выставку и т.д.

    Методы стимулирования учебной деятельности высокомотивированных учащихся  в процессе обучения.  Методы формирования познавательного интереса.

    Мотивации в обучении. Любая деятельность протекает более эффективно и дает качественные результаты, если при этом у личности имеются сильные, яркие, глубокие мотивы, вызывающие желание действовать активно, с полной отдачей сил, преодолевать неизбежные затруднения, неблагоприятные условия и другие обстоятельства, настойчиво продвигаясь к намеченной цели.

    Приемы:

  • занимательные примеры, парадоксальные факты, рассказы о применении в современных условиях тех или иных предсказаний научных фантастов.
  • Создание ситуации новизны, актуальности.
  • Занимательные аналогии.
  • Прием удивления, например, парадокс, вызывает глубокие эмоциональные переживания у обучаемых.
  • Создания ситуаций успеха.
  • Несомненно, ведущим и основным методом на стимулирующем занятие, применительно к обучению интеллектуально одаренных учащихся, являются методы творческого характера – проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные – на основе форм индивидуальной и групповой работы.

    В обучении одаренного ребенка можно реализовывать стратегию ускорения (имеется в виду в первую очередь изменение скорости обучения), в работе с такими обучающимися можно использовать быстрое продвижение к высшим познавательным уровням в области избранного предмета.

    Стратегия ускорения не универсальна. Она нуждается в сочетании со стратегией обогащения (углубления). Одаренный учащийся должен получать дополнительный материал к традиционным курсам, большие возможности развития мышления, креативности, умений работать самостоятельно.

    Как показывает практика, наиболее эффективный метод взаимодействия учителя с высокоодаренным ребенком – индивидуальные занятия с акцентом на его самостоятельную работу с материалом – стимулирующие занятия.

    Основным источником интересов к самой учебной деятельности является, прежде всего, ее содержание.

  • Условия успешной работы с одарёнными учащимися

  • Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.
  • Проведение ранней диагностики (в младшем и среднем звене школы).
  • Проведение экспресс - исследований с младшими школьниками.
  • Проведение долговременных исследований с учащимися среднего и старшего звена.
  • Создание индивидуальных карт психологического развития одарённых детей.
  • Применение образовательной технологии психологических подходов к обучению и развитию учащихся.
  • Создание и постоянное совершенствование методической системы и предметных подсистем работы с одарёнными учащимися.
  • Создание ситуации успеха и уверенности.
  • Акцент в воспитании на индивидуальность ребёнка, на то, что отличает его от других.
  • Отмена стандартного сертификата.
  • Обучение одарённых детей по специальным программам.
  • Дифференцированная работа, осуществление индивидуального подхода и консультирования.
  • Организация учебного процесса на вузовских принципах (переход от урочной системы к лекционно-семинарским занятиям).
  • Признание руководством и коллективом того, что реализация системы работы с одарёнными учащимися является одним из приоритетных направлений в работе учреждения.
  • Включение в работу с одарёнными учащимися в первую очередь учителей, обладающих определёнными качествами:
  • Постоянная работа по совершенствованию учебно-воспитательного процесса с целью неуклонного снижения учебной и психологической перегрузки учащихся.
  • Развитие сети классов для одарённых детей (лицейские, гимназические, углубленного изучения), подбор технологий,
  • обеспечение психологического и педагогического мониторинга, а также мониторинга здоровья и их физического развития).
  • Формирование классов с системой платных дополнительных услуг, отработка механизма их функционирования.
  • Формирование системы спонсорского  финансирования для материального поощрения одаренных детей, добившихся наиболее значительных результатов в научно - исследовательской деятельности.
  • Разработка теоретических основ и практических мер, направленных на развитие потенциала каждого ребёнка.
  • Организация факультативов и школьных кафедр.
  • Создание творческой лаборатории учителей "Одарённые дети" или "Интеллект" для выявления и развития одарённых детей.
  • Принципы работы с одарёнными детьми

  • Принцип  индивидуализации обучения (разработка индивидуальной системы оптимальных условий развития одарённых учащихся).
  • Принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
  • Принцип возрастания роли внеурочной деятельности при снижении в определённом смысле и в определённой мере учебных требований.
  • Принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей.
  • Принцип особого внимания к проблемам межпредметных связей в индивидуальной работе с учащимися.
  • Принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя.
  • Направления совершенствования системы работы с одарёнными учащимися

  • Создание подсистемы диагностики  одарённости учащихся и организация эффективного функционирования этой системы.
  • Расширение и совершенствование деятельности психологической службы.
  • Включение    проблемы работы с  одарёнными учащимися как приоритетного направления в систему научно – методической и опытно – экспериментальной работы учителей.
  • Создание и организация работы научного общества учащихся.
  • Создание и дальнейшее совершенствование системы курсов по выбору в рамках обязательной учебной нагрузки.
  • Проведение конкурса методических проектов по организации работы с одарёнными детьми.
  • Создание научных обществ учащихся.
  • Проведение предметных недель, фестивалей, олимпиад, Дней дифференциации, КВНов, интеллектуальных игр и марафонов.
  • Подготовка и защита рефератов и докладов;
  • Обеспечение школьных методических кабинетов специальной литературой, тестовым материалом, пособиями по предметам.
  • Разработка алгоритмов, памяток для одарённых детей по НОТ, способствующих ведению самостоятельной научно-исследовательской деятельности.
  • Стратегия ускоренного образования (сокращение обучения в начальной школе, в старших классах обучение по авторским программам учителей).
  • Добровольное посещение уроков в школе одаренными детьми, выбор в изучении школьных предметов.
  • Актуализация лидерских возможностей (создавать условия для бескорыстного лидерства).
  • Не хвалить за школьные успехи, не закладывать программу избранности, высокой одарённости.
Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.